Навигация по сайту


       
 
 

Дореволюционный период творчества Богаевского :: назад :: дальше :: к содержанию

Участие в выставках "Мир искусства"

Разрабатывая приемы тоновой живописи Куинджи, Богаевский пришел к сведению градации основных цветовых отношений до минимума, что придавало его пейзажам большую цельность. Доминирующую роль в них играли обычно три-четыре цвета, которыми он лепил природные формы. Так, в полотне "Последние лучи" поверхности отдельных деталей (камней, деревьев, облаков) написаны общо, широкими плоскостями темно-красного, синего, оливково-зеленого и белого цвета с незначительным добавлением в каждый из них другого составного тона, но гораздо меньшей интенсивности. Резкие переходы чередующихся цветовых пятен придавали особую динамику белым облакам, разметавшимся по небу; зеленым деревьям, противостоящим напору ветра; серым камням.

Художник писал свои ранние пейзажи корпусно, пастозно, наслаивая краску в световых местах почти рельефно и оставляя тени более прозрачными, облегченными. Свойственное для него стремление к цветовым обобщениям и акцентировкам было присуще и другим ученикам Куинджи, в особенности Рериху, Зарубину, Латри. Определялось это в известной мере их увлеченностью художественными приемами, характерными для живописи модерна, за что их и назвали в начале 1900-х годов "декадентами".

Как вспоминает Рылов, приглашение на участие уже в первых выставках "Мира искусства" получили Н. К. Рерих, В. Е. Пурвит, Ф. Э. Рущиц и сам А. А. Рылов. Богаевский такого приглашения не получал, хотя, по признанию М. В. Добужинского, сделанному в 1911 году, его участие в выставках этого объединения было желательным для многих мирискусников при самом его возникновении.

"Надежда иметь Вас в среде членов общества для всех моих сотоварищей не пропала (я это могу Вам высказать на основании всех разговоров, которые возникали в нашей среде в подходящих случаях) [...]" [44],— писал он художнику. Однако, как уже говорилось, Богаевский не был приглашен на выставки "Мира искусства" и начальный период деятельности объединения, и в первые годы после окончания Академии он выставлялся на "Весенних выставках".

Живописный поиск "куинджистов" не всеми был воспринят одинаково. Среди большинства художников, выступавших на выставках в Академии художеств с работами, написанными по старым академическим канонам, они выделялись новизной взгляда на изобразительное искусство, своим стремлением к обогащению пейзажа новым содержанием, к островыразительным живописным решениям.

К. Ф. Богаевский. Последние лучи. 1903 г.
К. Ф. Богаевский. Последние лучи. 1903 г.

--

   

Критик А. Койранский констатировал тогда отрицательное отношение сторонников академической живописи к творчеству Богаевского:

"Одни с восторгом кричат о нем, размахивая руками, другие в старых академических чепчиках с недоумением пожимают плечами и покачивают головами.

Да, этим головам Богаевский не может нравиться. Он слишком своеобразен, чтобы быть по душе им, прикованным заржавевшей цепью рутины к своим будкам.

Гордо и смело взглянул Богаевский на природу своими собственными глазами и дал нам намеки на седые тайны величавой вечности" [42].

Произведения учеников Куинджи, контрастные по цвету, обобщенные по форме, наполненные глубоким поэтическим чувством, привлекали внимание мирискусников, что свидетельствует об известной близости живописных поисков и эстетических взглядов этих художников.

"Таких картин, как "Зеленый ветер", не часто встретишь на выставках,— писал А. Н. Бенуа о пейзаже Рылова "Зеленый шум" (1904). — Это человек, имеющий личное, своё, образное, вдумчивое и сосредоточенное отношение к природе, — отмечал он.— Хорош и Богаевский.

Он проявил себя стилистом, декоратором и поэтом. Он еще не зрел, он слишком плодовит, он рискует впасть в манерность — но бесспорно и он настоящий художник. Латри слабее, но все же талантлив и приятен" [43].

 

 

         
  Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома  
  ---Феодосия Цветаевых
---Коктебельские вечера
---Гостиная Цветаевых
---Марина Цветаева
---Анастасия Цветаева
---"Я жила на Бульварной" (АЦ)
---Дом-музей М. и А. Цветаевых
---Феодосия Марины Цветаевой
---Крым в судьбе М. Цветаевой
---Максимилиан Волошин
---Василий Дембовецкий
---Константин Богаевский

---Литературная гостиная
---Гостевая книга музея
 
         
  Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей  
  ---Хронология М. Цветаевой
---Хронология А. Цветаевой
---Биография М. Цветаевой
---Биография А. Цветаевой
---Исследования и публикации
---Воспоминания А. Цветаевой
---Документальные фильмы

---Цветаевские фестивали
---Адрес музея и контакты
---Лента новостей музея
---Открытые фонды музея
---Музейная педагогика
---Ссылки на другие музеи
 

© 2011-2017 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

.


 

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник "Киммерия М. А. Волошина"

Администратор сайта kimmeria@kimmeria.com

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования

  НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ - НОВОСТИ МУЗЕЯ - КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ    
 
           

 

  Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома  
  ---Феодосия Цветаевых
---Коктебельские вечера
---Гостиная Цветаевых
---Марина Цветаева
---Анастасия Цветаева
---"Я жила на Бульварной" (АЦ)
---Дом-музей М. и А. Цветаевых
---Феодосия Марины Цветаевой
---Крым в судьбе М. Цветаевой
---Максимилиан Волошин
---Василий Дембовецкий
---Константин Богаевский
 
         
  Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей  
  ---Хронология М. Цветаевой
---Хронология А. Цветаевой
---Биография М. Цветаевой
---Биография А. Цветаевой
---Исследования и публикации
---Воспоминания А. Цветаевой
---Документальные фильмы
---Адрес музея и контакты
---Лента новостей музея

---Открытые фонды музея
---Цветаевские фестивали
---Литературная гостиная
---Музейная педагогика
---Ссылки на другие музеи
 

© 2011-2017 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)


 

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник "Киммерия М. А. Волошина"

Администратор сайта kimmeria@kimmeria.com

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования