Навигация по сайту


       
 
 

Советский период творчества Богаевского :: назад :: дальше :: к содержанию
Литографии художника в 1920-х годах

Каждый литографский лист — это совершенное графическое произведение, несущее определенное смысловое содержание и исполненное со строгим отбором сюжета и пластической формы, которые раскрывают мироощущение художника. Богаевский передал в литографиях то грандиозное, монументальное, что было свойственно крымскому пейзажу. Он изображал типичные для восточного побережья кряжистые дубы, развесистые шелковицы, низкорослый кустарник, тихие заводи в горах, причудливые изгибы отрогов, кучевые облака. Но в его композициях эти элементы теряли характер обыденного и приобретали величественную монолитность, эпичность, поэтому воспринимались не как изображение какого-то определенного пейзажа, а как обобщенный художественный образ крымской земли, в котором автор утверждал незыблемое совершенство природы.

Высокий горизонт, часто применяемый художником в композиции, давал ему возможность показать протяженность ландшафта. Большую роль в передаче пространства играет в литографиях и насыщенность тона. Чередующиеся планы (обычно это скалы, горные массивы, холмы) имеют различную силу освещенности от темного, густого до более высветленного, рассеянного. Художник придавал переднему четко выраженный рельеф и как бы сглаживал видимость дальних предметов. Удивительная пространственность литографий помогала почувствовать всю прелесть напоенного воздухом и светом пейзажа. Чтобы оттенить своеобразие изображенного мотива, Богаевский использовал нюансировку штриха вместе со Iнетотеневой градацией. Так, мягкие, нечетко выраженные контуры, плавные переходы светотени в литографских листах «Пейзаж с озером», «Солнечный берег» подчеркивают эпическое состояние природы, а контрастно освещенные плоскости и резкие тени в таких работах, как «Сугдайя», «Ночь», «Пирамиды», «Атлантида», усиливают представление о вечном движении, динамике ее форм.

Грандиозность, весомость земных форм подчеркивалась в литографиях К. Ф. Богаевского резкой контрастностью масштабов. Так, деревья-великаны переднего плана — и небольшие кустики по склонам холмов; возвышающиеся горные уступы — и россыпи мелких камней на берегу; широко распахнутое небо — и небольшие строения внизу, в долинах. С помощью масштабного контраста художник вносил в пейзаж динамику, в которой он воспринимал и передавал природу.

Константин Богаевский. Сугдайя. 1922 г.
Константин Богаевский. Сугдайя. 1922 г.

--

   

В движении лучей солнца, в отблеске радуги, в текущих ручьях, в изогнутых деревьях он видел не только динамику форм земли, но и динамику ее исторического развития.

Эмоциональная выразительность литографий и большинства графических произведений Богаевского 1920-х годов строилась на богатстве светотеневых отношений.

Художник широко применял ком грастные соотношения темного и светлого, что давало изумительный: эффект. Богаевский умел заставить рисунок «светиться» особым сиянием, идущим как бы изнутри.

Между четкими, насыщенными тоном плоскостями передних предметов (деревьев) открывался прорыв, уводящий взгляд к горизонту, где в более легком тоне были намечены плоскости второго плана.

Богаевский часто использовал прием внутреннего освещения, помещая источник света внутри композиции (солнце, звезды, радугу). Он переносил интенсивность свечения на расходящиеся из-за тёмного облака лучи солнца.

Все земные предметы при этом оставались как бы за их ширмой, получая рассеянный свет и приобретая монолитную законченность формы. Имея в виду большую светоносность работ Богаевского, С. Н. Дурылин называл его «сыном света—Гелиосом».

Но в то же нрсмя он подчеркивал, что художник всегда оставался и «сыном земли — Геи», так как любил и понимал «[...] мельчайшие особенности и характер рельефа равнинной, пустынной, всхолмленной, и моренной древней крымской земли[...]» [117].

 

 

         
  Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома  
  ---Феодосия Цветаевых
---Коктебельские вечера
---Гостиная Цветаевых
---Марина Цветаева
---Анастасия Цветаева
---"Я жила на Бульварной" (АЦ)
---Дом-музей М. и А. Цветаевых
---Феодосия Марины Цветаевой
---Крым в судьбе М. Цветаевой
---Максимилиан Волошин
---Василий Дембовецкий
---Константин Богаевский

---Литературная гостиная
---Гостевая книга музея
 
         
  Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей  
  ---Хронология М. Цветаевой
---Хронология А. Цветаевой
---Биография М. Цветаевой
---Биография А. Цветаевой
---Исследования и публикации
---Воспоминания А. Цветаевой
---Документальные фильмы

---Цветаевские фестивали
---Адрес музея и контакты
---Лента новостей музея
---Открытые фонды музея
---Музейная педагогика
---Ссылки на другие музеи
 

© 2011-2017 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

.


 

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник "Киммерия М. А. Волошина"

Администратор сайта kimmeria@kimmeria.com

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования

  НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ - НОВОСТИ МУЗЕЯ - КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ    
 
           

 

  Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома  
  ---Феодосия Цветаевых
---Коктебельские вечера
---Гостиная Цветаевых
---Марина Цветаева
---Анастасия Цветаева
---"Я жила на Бульварной" (АЦ)
---Дом-музей М. и А. Цветаевых
---Феодосия Марины Цветаевой
---Крым в судьбе М. Цветаевой
---Максимилиан Волошин
---Василий Дембовецкий
---Константин Богаевский
 
         
  Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей  
  ---Хронология М. Цветаевой
---Хронология А. Цветаевой
---Биография М. Цветаевой
---Биография А. Цветаевой
---Исследования и публикации
---Воспоминания А. Цветаевой
---Документальные фильмы
---Адрес музея и контакты
---Лента новостей музея

---Открытые фонды музея
---Цветаевские фестивали
---Литературная гостиная
---Музейная педагогика
---Ссылки на другие музеи
 

© 2011-2017 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)


 

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник "Киммерия М. А. Волошина"

Администратор сайта kimmeria@kimmeria.com

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования