НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ - НОВОСТИ МУЗЕЯ - КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ    
 
 

Хронологический обзор жизни и творчества А. И. Цветаевой

Это не академическая хроника жизни и творчества, а своего рода хронологическая канва. Перед нами именно обзор, то есть сжатое сообщение фактов жизненной и творческой биографии писательницы. Предпочтение отдавалось преимущественно тем событиям, которые сама А. И. Цветаева считала важными, к которым она возвращалась в наших беседах в период с 1984 по 1993 год и тем, которые отражены в полном тексте «Воспоминаний» и других произведениях, имеющих автобиографический характер.

Опора на конкретные даты есть и в романе «Аmor», и в повестях «Моя Сибирь», «Старость и молодость», в книгах-сборниках «Неисчерпаемое», «О чудесах и чудесном», «Непостижимое», в ее очерках, статьях. В результате наметился пунктир почти по всем годам жизни последней представительницы Серебряного века. Не сплошная линия, а именно прерывистый пунктир, где точки неравномерно проставлены рядом с тире, если точками символизировать даты, а тире – события и факты биографии. При просмотре этой событийно-витальной протяженности возникает общее впечатление о том, чем были наполнены труды и дни той, чье имя стало достоянием истории русской культуры.

В обзоре отражены имена видных личностей эпохи, с которыми А. И. Цветаева соприкасалась на протяжении жизни. Здесь же помещены сведения о неизданных книгах А. И. Цветаевой, рукописи которых погибли или затеряны. Например, написанные в Судаке в 1919 году – «Начало и конец» и «L’eau».

Хроникальный обзор дает представление о том, что если бы Анастасия Ивановна, невзирая на время, могла печататься, или ее довоенные рукописи сохранились, мы бы стали свидетелями наследия немалого объема и размаха. Увы, потерь у нее было больше, чем у иных ее современников, переживших, как и она, тюрьмы и изгнания. Так, книга «Семь лет с Горьким» доброго знакомого А. И. Цветаевой, репрессированного литератора И. С. Шкапы, была преданно сохранена его женой и опубликована. Рукопись же книги А. И. Цветаевой о М. Горьком, конфискованная в Москве вместе со всем ее творческим архивом, исчезла. Восстановить ее удалось лишь частично, расширив опубликованный еще в 1930 году в журнале «Новый мир» фрагмент. Книгу же о писателе-эссеисте, философе В. В. Розанове, которую он высоко ценил, А. И. Цветаева в припадке отчаяния уничтожила сама, когда в Коктебеле умирал ее второй сын, Алексей.

Исчезли ее оконченные и незавершенные романы «Третий Рим», «SOS или созвездие Скорпиона», «Нюрнбергская хроника», «Музей», бесценные тома дневников, книга «Народ о голоде», первый, полный вариант восстановленной затем по памяти книги о московском звонаре, К. Сараджеве. «Горечь одолевает меня. Сколько их было. Где они все?..» – говорила о потерянном томе своих сказок А. И. Цветаева. Тем не менее, последние двадцать пять лет ее жизни были иcключительно плодотворны. Это время насыщено работой над художественной прозой, о которой поэт Павел Антокольский говорил, что она «насыщена электричеством памяти». Анастасия Ивановна знала радость держать в руках сигнальные экземпляры своих, только что изданных книг, от которых до ее первой книги пролегло огромное расстояние... Особенно радовалась она выходу своего лагерного романа «Amor», именно за этот роман она получила литературную премию.

Погодовой калейдоскоп лиц, дат, встреч, запечатленных на бумажных листах, конечно, неполон и полон быть не может хотя бы потому, что переписка А. И.Цветаевой с современниками не вся изучена и выявлена. Особенно ценные письма к А. И. Цветаевой Б. Л. Пастернака и других собратьев по перу закрыты в фонде М. И. Цветаевой в РГАЛИ, куда их поместила А. С. Эфрон. Письма самой А. И. Цветаевой также рассредоточены по многим частным и государственным архивам. Труднодоступны материалы, касающиеся периода тюрем, лагерей, ссылки. Поэтому достижение фактографической полноты нашей темы сегодня вряд ли возможно. По всему полю темы «Жизнь А. И. Цветаевой» требуется немалая поисково-исследовательская, аналитико-компаративная и атрибутивно-идентификационная работы...

Публикуемый «Краткий хронологический обзор...» – это своего рода мемориальный конспект того, что, надеюсь, сложится в будущем. Сегодня же наша задача – дать направление поиску. Надо засветить маяки-ориентиры. Некоторые из них светят уже сейчас точно и ярко, другие слабы, как корабельные фонари в тумане, третьи же иллюзорны, как блуждающие огни над заболоченной равниной...

Необходимо упомянуть еще об одной характеризующей особенности обзора – в него изредка вплетаются моменты не сухо-информативные, а эмоциональные... Это прямое следствие характера самой героини, которая часто в жизни была на гребне чувства, постоянным литературным образом ее был «девятый вал». Естественно, что следы этой особенности ощутимы и в приведенной текстуальной протяженности. Все почти произведения А. И. Цветаевой автобиографичны. Это связано как с литературной традицией, ведущей начало от увлечения сестер Цветаевых «Дневником» Марии Башкирцевой, затем «Опавшими листьями» В. В. Розанова, так и знакомством с французской литературой, представителем которой был самый любимый писатель А. И. Цветаевой – пристальнейший, и, опять таки, весьма автобиографичный Марсель Пруст. С другой стороны, автобиографизм прозы младшей Цветаевой связан еще с ее христианской жизненной позицией, с законом ответственности.

Ее credo было – не вносить в мир «насильственного» домысла и вымысла. Писательница художественно отражала виденное и пережитое, что, конечно, отличалось от, если можно так выразиться, «романизированных» воспоминательных очерков ее старшей сестры, М. И. Цветаевой.

Как прозаик А. И. Цветаева своими «Королевскими размышлениями» (1915) и «Дымом, дымом и дымом» (1916) опередила сестру, начавшую писать свою, кстати тоже автобиографическую, прозу значительно позже. Проза обеих сестер дает биографический материал. И у М. И. Цветаевой в ее сопряженных с вымыслом очерках, также находим немалую долю жизненной правды, за которой стремятся, совершая литературное паломничество, читатели сестер Цветаевых – в Москву, в Александров, в Тарусу, в Ново-Талицы, в Усень-Ивановское, в Болшево, в Елабугу.

С благодарностью перечислю тех, кто оказал информационную поддержку, кто ответил на мои вопросы, дополняя и расширяя уже известное. Среди них – внучка А. И. Цветаевой О. А. Трухачева, хранитель Дома-музея М. И. Цветаевой в Москве Н. И. Катаева-Лыткина, заведующая отделом рукописей ГМИИ им.А. С. Пушкина, М. Б. Аксененко, цветаевед-исследователь Е. И. Лубянникова, директор Литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых в Александрове Л. К. Готгельф, директор Тарусского музея семьи Цветаевых Е. М. Климова, внучка М. И. Кузнецовой-Гриневой М. Е. Коптевская. Особой благодарностью хотелось бы выделить экскурсовода и научного сотрудника Дома-музея М. И. Цветаевой, поэта Г. А. Данильеву, скорректировавшую и упорядочившую несколько годовых сообщений в “Хронологическом обзоре жизни и творчества А. И. Цветаевой”.

Станислав Айдинян, литературный редактор и секретарь А. И. Цветаевой (1984-1993)
Айдинян С. А. Хронологический обзор жизни и творчества А. И. Цветаевой / Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых в г. Александрове. — М.: АКПРЕСС, 2010. — 176 с.

- Вакансии Россия - работа, грузчик, кассир, Работа для вас. -

    Анастасия Ивановна Цветаева, молодые годы  

Годы жизни Анастасии Цветаевой

1894 - 1895 - 1896 - 1897
1898
- 1899 - 1900 - 1901
1902 - 1903 - 1904 - 1905
1906 - 1907 - 1908 - 1909
1910 - 1911 - 1912 - 1913
1914 - 1915 - 1916 - 1917
1918 - 1919 - 1920 - 1921
1922 - 1923 - 1924 - 1925
1926
- 1927 - 1928 - 1929
1930
- 1931 - 1932 - 1933
1934
- 1935 - 1936 - 1937
1938 - 1939 - 1940 - 1941
1942 - 1943
- 1944 - 1945
1946 - 1947 - 1948
- 1949
1950 - 1951 - 1952 - 1953
1954
- 1955 - 1956 - 1957
1958
- 1959 - 1960 - 1961
1962 - 1963
- 1964 - 1965
1966 - 1967 - 1968 - 1969
1970
- 1971 - 1972 - 1973
1974 - 1975 - 1976 - 1977
1978 - 1979 - 1980 - 1981
1982 - 1983 - 1984 - 1985
1986 - 1987 - 1988 - 1989
1990 - 1991 - 1992 - 1993

Годы жизни Анастасии Цветаевой

Анастасия Ивановна Цветаева, зрелые годы

 

  Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома  
  ---Феодосия Цветаевых
---Коктебельские вечера
---Гостиная Цветаевых
---Марина Цветаева
---Анастасия Цветаева
---"Я жила на Бульварной" (АЦ)
---Дом-музей М. и А. Цветаевых
---Феодосия Марины Цветаевой
---Крым в судьбе М. Цветаевой
---Максимилиан Волошин
---Василий Дембовецкий
---Константин Богаевский
 
         
  Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей  
  ---Хронология М. Цветаевой
---Хронология А. Цветаевой
---Биография М. Цветаевой
---Биография А. Цветаевой
---Исследования и публикации
---Воспоминания А. Цветаевой
---Документальные фильмы
---Адрес музея и контакты
---Лента новостей музея

---Открытые фонды музея
---Цветаевские фестивали
---Литературная гостиная
---Музейная педагогика
---Ссылки на другие музеи
 

© 2011-2017 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)


 

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник "Киммерия М. А. Волошина"

Администратор сайта kimmeria@kimmeria.com

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования