Навигация по сайту


       
 
 

Биография Марины Ивановны Цветаевой (Анна Саакянц, 1991)
Пронзить сознанием неведомое
:: вперёд :: назад :: к содержанию

Журнал Современные записки, в котором печаталась М. Цветаева.
Обложка журнала "Современные записки",
в котором во Франции печаталась
Марина Цветаева.

 

Так же написана "Поэма Воздуха" — поэма о смерти, о выхождении из земного состояния. "Понимаешь, что из тела — вон — хочу?",— писала Цветаева прежде в одном из стихотворений. В "Новогоднем" и в "Поэме Воздуха", которые можно назвать астральными произведениями, дан не только исход в "бесконечную, ибо безначальную" вечность. В них — дерзновение поэта-богоборца "пощупать", ощутить эту Вечность с ее "седьмыми" н прочими небесами, иными словами — проникнуть, пронзить сознанием неведомое Нечто, простирающееся над головой человека.

Предел этого полета в вертикаль бесконечен: но если он все-таки существует, он наступит в тот момент, когда творческому разуму приоткроется смысл и тайна Вселенной; это произойдет (читаем финал "Поэмы Воздуха") — В час, когда готический Храм нагонит шпиль Собственный,— и вычислив Все,— когорты числ! — В час, когда готический Шпиль нагонит смысл Собственный...

Столь же аскетически, словно в разреженном пространстве, чувствуют и действуют персонажи трагедии "Федра" (конец 1927 г.). Но "Федра" ближе к "земле", реальнее; здесь царит бремя людских страстей — любовь стареющей женщины к юному пасынку, которому она внушает отвращение; юношеские максимализм и жестокость; интриги и раскаяния не успевшей вкусить сладость жизни сводни-кормилицы. Цветаева знала психологию человека изнутри, потрясающе точно; понимала все ее причудливые сплетения; в этом была ее огромная сила, не приносившая, однако, радости, ибо великая мука — чувствовать всё за всех...

Большинство произведений, которые писала Цветаева на чужбине, как правило, выходило в свет. Важна была добрая воля двоих-троих людей, связанных с журналом или газетой, которые ее печатали. Еще с чешских времен в распоряжении Цветаевой был пражский журнал "Воля России"; во Франции ее печатал журнал "Современные записки" и менее охотно — газета "Последние новости". Не считая нескольких других, временно возникавших печатных изданий, они были ее главной опорой.

Скромные гонорары не могли, естественно, удовлетворить нужды семьи. Муж Цветаевой уже в конце двадцатых годов постепенно все больше и больше принимая все, что происходило на Родине, стал мечтать о возвращении домой и хлопотать (в 1931 году) о советском гражданстве; он метался от одного занятия к другому, был актером-статистом в кино, одно время занялся журналистикой,— деньги были случайные и малые.

Чешская стипендия подходила к концу; в течение нескольких последующих лет для Марины Ивановны был организован своего рода фонд помощи; две-три более или менее состоятельные дамы во главе с С. Н. Андрониковой-Гальперн, собирали ежемесячно для нее небольшую сумму, и Цветаева без обиняков могла напомнить об "иждивении", поторопить...

И, наконец, время от времени выручали литературные вечера-чтения; тогда несколько билетов распространялись по дорогой цене среди богатой публики; это было унизительно, что Цветаева ощущала; однако приходилось с этим мириться. Деньги эти обеспечивали ей с детьми летний выезд на море (впрочем, не всегда).

- Если вы задаетесь вопросом: где купить картину? Галерея Art-Icon. -

   

Поэма Воздуха (отрывок)

Ну, вот и двустишье
Начальное. Первый гвоздь.
Дверь явно затихла,
Как дверь, за которой гость.
Стоявший – так хвоя
У входа, спросите вдов —
Был полон покоя,
Как гость, за которым зов
Хозяина, бденье
Хозяйское. Скажем так:
Был полон терпенья,
Как гость, за которым знак
Хозяйки – всей тьмы знак! —
Та молния поверх слуг!
Живой или призрак —
Как гость, за которым стук
Сплошной, не по средствам
Ничьим – оттого и мрем —
Хозяйкина сердца:
Березы под топором.
(Расколотый ящик
Пандорин, ларец забот!)
Без счету – входящих,
Но кто же без стука – ждет?
Уверенность в слухе
И в сроке. Припав к стене,
Уверенность в ухе
Ответном. (Твоя – во мне.)
Заведомость входа.
Та сладкая (игры в страх!)
Особого рода
Оттяжка – с ключом в руках.
Презрение к чувствам,
Над миром мужей и жен —
Та Оптина пустынь,
Отдавшая – даже звон.
Душа без прослойки
Чувств. Голая, как феллах.
Дверь делала стойку.
Не то же ли об ушах?
Как фавновы рожки
Вставали. Как ро – та... пли!
Еще бы немножко —
Да просто сошла б с петли
От силы присутствья
Заспинного. В час страстей
Так жилы трясутся,
Натянутые сверх всей
Возможности. Стука
Не следовало. Пол – плыл.
Дверь кинулась в руку.
Мрак – чуточку отступил.

Медон, апрель 1928 г.

 

 

         
  Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома  
  ---Феодосия Цветаевых
---Коктебельские вечера
---Гостиная Цветаевых
---Марина Цветаева
---Анастасия Цветаева
---"Я жила на Бульварной" (АЦ)
---Дом-музей М. и А. Цветаевых
---Феодосия Марины Цветаевой
---Крым в судьбе М. Цветаевой
---Максимилиан Волошин
---Василий Дембовецкий
---Константин Богаевский

---Литературная гостиная
---Гостевая книга музея
 
         
  Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей  
  ---Хронология М. Цветаевой
---Хронология А. Цветаевой
---Биография М. Цветаевой
---Биография А. Цветаевой
---Исследования и публикации
---Воспоминания А. Цветаевой
---Документальные фильмы

---Цветаевские фестивали
---Адрес музея и контакты
---Лента новостей музея
---Открытые фонды музея
---Музейная педагогика
---Ссылки на другие музеи
 

© 2011-2017 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

.


 

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник "Киммерия М. А. Волошина"

Администратор сайта kimmeria@kimmeria.com

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования