НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ - НОВОСТИ МУЗЕЯ - КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ    
 
 

Биография Марины Ивановны Цветаевой (Анна Саакянц, 1991)
Всё сильнее одолевали заботы
:: вперёд :: назад :: к содержанию


Марина Цветаева на колониальной выставке в Париже.
Храм д'Анкор-Ва. 1931 год.

 

Во Франции ей многое не нравилось — как не нравилось бы, безусловно, на любой другой чужбине. В письмах к Тесковой она, забыв былые невзгоды, с нежностью вспоминала Прагу, потому что Прага была далеко, в мечте...

Она чувствовала себя ненужной, чужой всюду,— несмотря на то, что у нее были знакомые и даже друзья, помогавшие ей. "В Париже и тени моей не останется",— писала она в 30-е годы.

И сам характер ее менялся; все сильнее одолевали заботы, не оставалось времени "на чувства", как она говорила; сердце остывало, душа уставала.

Сергей Эфрон все больше тянулся к Советскому Союзу; приблизительно в начале тридцатый годов он сделался советским разведчиком и одним из активных деятелей "Союза возвращения на родину". Цветаева же упорно оставалась вне всякой политики, культивировала в себе неистребимую верность обреченным и погибшим.

По старым дневникам мужа, остывшего, по ее собственным словам, к пережитым событиям, связанным с его белогвардейским прошлым, она написала поэму "Перекоп" (1929), которую так и не напечатала, затем несколько лет работала над большой "Поэмой о царской семье" — по многочисленным источникам и слышанным рассказам,— писала с обреченным сознанием, что эта вещь "не нужна никому". Поэма, за исключением начальной главы "Сибирь", по-видимому, не сохранилась.

В 1930 году Цветаева написала стихотворный реквием на кончину Маяковского. Она не переставала относиться к нему с уважением и восхищением; в 1928 году наперекор эмигрантской политической шумихе приветствовала его по случаю приезда в Париж. Смерть Маяковского Цветаева трактовала прямолинейно: певец революции, "передовой боец". из-за несчастной любви по-старинному пальнул в себя, словно дворянский сынок: "Правнуком своим проживши, Кончил — прадедом своим". Оплакивая поэта, Цветаева выражала трагизм собственного существования "в мире сем". Кончина Маяковского для нее — "чистая смерть. Все, все, все дело — в чистоте". И еще: "Сила смерти Маяковского в том, что он умер в полной силе на высоте дара и судьбы".

Марина Цветаева была истинно великим и действенным другом поэтов. Ее бескорыстнейшее преклонение перед собратьями по "святому ремеслу — Поэзии", помноженное на страстность защиты их от вульгаризации и оболгания, была редчайшим даром. Свидетельство тому — знаменитые стихи к Пушкину (1931), в которых великий поэт предстает не "прилизанным" и мирным, а взвихренным и революционным, не созерцателем, а бунтарем.

"...Пушкинский мускул На кашалотьей Туше судьбы — Мускул полета, Бега, Борьбы". Создавая своего Пушкина, Цветаева бросала вызов всяческим лицемерам от литературы — всех стран и времен, а также предостерегала будущих вершителей литературных судеб:

Не поручать палачам похорон
Жертв, цензорам — погребенья
Пушкиных...

--

   

Стихи к Пушкину (отрывок)

Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жен,
Пушкин - в роли монумента?
Гостя каменного? - он,
Скалозубый, нагловзорый
Пушкин - в роли Командора?
Критик - ноя, нытик - вторя:
«Где же пушкинское (взрыд)
Чувство меры?» Чувство - моря
Позабыли - о гранит
Бьющегося? Тот, солёный
Пушкин - в роли лексикона?
Две ноги свои - погреться -
Вытянувший, и на стол
Вспрыгнувший при самодержце
Африканский самовол -
Наших прадедов умора -
Пушкин - в роли гувернера?
Черного не перекрасить
В белого - неисправим!
Недурен российский классик,
Небо Африки - своим
Звавший, невское - проклятым!
- Пушкин - в роли русопята?
Ох, брадатые авгуры!
Задал, задал бы вам бал
Тот, кто царскую цензуру
Только с дурой рифмовал,
А «Европы вестник» - с...
Пушкин - в роли гробокопа?
К пушкинскому юбилею
Тоже речь произнесем:
Всех румяней и смуглее
До сих пор на свете всем,
Всех живучей и живее!
Пушкин - в роли мавзолея?
То-то к пушкинским избушкам
Лепитесь, что сами - хлам!
Как из душа! Как из пушки -
Пушкиным - по соловьям
Слова, соколам полета!
- Пушкин - в роли пулемета!
Уши лопнули от вопля:
«Перед Пушкиным во фрунт!»
А куда девали пёкло
Губ, куда девали - бунт
Пушкинский? уст окаянство?
Пушкин - в меру пушкиньянца!
Томики поставив в шкафчик -
Посмешаете ж его,
Беженство свое смешавши
С белым бешенством его!

25 июня 1931 г.

 

 

  Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома  
  ---Феодосия Цветаевых
---Коктебельские вечера
---Гостиная Цветаевых
---Марина Цветаева
---Анастасия Цветаева
---"Я жила на Бульварной" (АЦ)
---Дом-музей М. и А. Цветаевых
---Феодосия Марины Цветаевой
---Крым в судьбе М. Цветаевой
---Максимилиан Волошин
---Василий Дембовецкий
---Константин Богаевский
 
         
  Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей  
  ---Хронология М. Цветаевой
---Хронология А. Цветаевой
---Биография М. Цветаевой
---Биография А. Цветаевой
---Исследования и публикации
---Воспоминания А. Цветаевой
---Документальные фильмы
---Адрес музея и контакты
---Лента новостей музея

---Открытые фонды музея
---Цветаевские фестивали
---Литературная гостиная
---Музейная педагогика
---Ссылки на другие музеи
 

© 2011-2017 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)


 

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник "Киммерия М. А. Волошина"

Администратор сайта kimmeria@kimmeria.com

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования